АСТРОЛОГИЯ МАРСИЛИО ФИЧИНО И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТРАДИЦИЯ
Marsilio Ficino’s Astrology and medieval tradition

()

Опубликовано в 49-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 66-88

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Акопян О. Л. Астрология Марсилио Фичино и средневековая традиция // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 66-88.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/49_5


Ключевые слова: Марсилио Фичино, Платон, Ренессанс, неоплатонизм, астрология, магия

В статье анализируются астрологические воззрения флорентийского философа Марсилио Фичино, который был родоначальником специфического восприятия магии и астрологии в эпоху Возрождения. Первая часть исследования базируется на текстах, написанных примерно до 1484 года, когда Фичино опубликовал перевод диалогов Платона. Во второй части речь пойдет о трактатах, в бóльшей степени проникнутых духом неоплатонической философии. Первые астрологические опыты Фичино в целом не испытали сколько-нибудь ощутимого влияния неоплатонизма. Хотя к этому моменту флорентийский мыслитель уже многие годы находился «в плену» платоновской философии и наследия «древних теологов», эти источники нашли отражение лишь в нескольких фрагментах «Рассуждения». Но во второй половине 1480 х и позднее ситуация меняется. Вполне вероятно, что только после публикации диалогов Платона в 1484 г. у Фичино появилась возможность полноценно использовать новое для своего читателя учение в собственных трудах, посвященных астрологии.


Keywords: Renaissance, Marsilio Ficino, Plato, Neoplatonism, Astrology, Magic

The article is dedicated to astrological views of Marsilio Ficino. In its first part, the analysis is based on Ficino’s works, written before 1484, i. e., before the publication of Plato’s dialogues in Ficino’s translation, while in the second part of the article I shall examine his late treatises, full of Neoplatonic elements. First astrological works by Ficino were not influenced by Neo-Platonism. Although by that time the Florentine philosopher had been ‘enslaved’ by Platonism and the legacy of ‘Ancient theologians’, these sources were used only in a few fragments of the ‘Discourse’. This situation changed in the late 1480s. It is quite likely that only after the publication of the dialogues by Plato in 1484 Ficino could use his philosophy in the works on astrology.