ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ И ВРЕМЯ В КОНТЕКСТЕ “РИТМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ”
Historical event and tim in the context of the ‘rythmical paradigm’

Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ, проект № 14-01-00357а

()

Опубликовано в 49-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 14-27

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Время – История – Память

Чеканцева З. А. Историческое событие и время в контексте “ритмической парадигмы” // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 14-27.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/49_2


Ключевые слова: проект RHUTHMOS, ритм, время, историческое событие, ритмическая теория

В последние десятилетия концепт ритм чрезвычайно популярен в науке и искусстве. Известно, что ритм как одно из организующих начал жизни не только порождает вопросы, связанные с темпоральными и пространственными характеристиками происходящего, но и вплетен в проблематику содержания и формы самых разных явлений (ритма звукового/цветового, ритма действия / взаимодействия, ритма по-рядка/беспорядка и проч.). Научная работа с этим понятием отсылает к характеру социума, его разнородным практикам, властным отношениям, формам мысли и действия, понятийному инструментарию исследователей и многим другим реалиям человеческого и природного существования. Опираясь на современные аналитические и конкретно-исторические исследования ритма, исторического события и времени, автор статьи показывает, что эти трансдисциплинарные поиски вписываются в формирующуюся на рубеже XX–XXI вв. «ритмическую парадигму». При этом характер ее становления и новые способы исследования времени, ритма и события в междисциплинарном пространстве проблематизируют структуралистское понятие парадигмы, введенное в историю науки Т. Куном.


Keywords: the RHYTHMOS project, rhythm, historical event, rhythmic theory

The concept of rhythm has become increasingly popular in science and art of the last dec-ades. It is known that rhythm – one of life’s organizing forces – does not only generate questions about temporal and spatial characteristics of events but is also intertwined with problems of the contents and forms of various phenomena (rhythm of sound/colour, rhythm of action/interaction, rhythm of order/disorder etc.) The analysis of this concept leads to the character of a society, its practices, the relations of power, forms of thought and action, conceptual tools of scholars and other realities of human and natural life. The author based her work on contemporary analytical and case studies of rhythm, historical event and time; she demonstrates that this trans-disciplinary search fits into the ‘rhythmic paradigm’ that has been emerging since late 20th – early 21st cc. The character of its devel-opment and new ways of studying time, rhythm and an event in interdisciplinary field problematize a sttructuralist interpretation of paradigm introduced by Thomas Kuhn.