ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА НЕРАВНЫХ: СВИДЕТЕЛИ, ВЕДЬМЫ И ИНКВИЗИТОРЫ В ВЕНЕЦИИ XVI ВЕКА
The Space of Unequal Dialogue: witnesses, witches and inquisitors in the 16th -century Venice

()

Опубликовано в 49-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 281-298

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: В пространстве культурной истории

Селунская Н. А. Пространство диалога неравных: свидетели, ведьмы и инквизиторы в Венеции XVI века // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 281-298.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/49_15


Ключевые слова: ведовство, Венеция, вольгаре, volgare, гендер, inquisitio, история права, история повседневности, коммуникация, народная религиозность, XVI век

Процессы и разбирательства, которые нас интересуют, шли с середины XVI в. по 1580-е гг. в Венеции. Историография ведовских инквизиционных процессов обширна, но наименее изученным аспектом является именно выяснение того, как осуществляется коммуникация. В данной статье фокусируется проблема взаимодействия заведомо неравных сторон: неравных по социальному или гендерному статусу, а также противопоставленных ситуативно (ad hoc). Тактики защиты при схожести обвинения могли быть разными: от прямого физического уклонения от встречи с дознавателями, или хотя бы отрицания наиболее тяжкой и трудно доказу-емой вины, до полного сотрудничества со следствием, с сообщением большего объема информации по делу, чем это была испрошено инквизиторами, саморазоблачения и доноса на ближних и товарок. Истории ведьм и знахарок Венеции, правовые казусы интересны помимо прочего тем, что показывают особые возможности построения поля коммуникативных связей, пространство диалога неравных. Преступ-ление (ведовство, знахарство, магические практики) и наказание за них – как бы два зеркальных мира, имеющих нечто общее – возможность и необходимость осуществления коммуникации, невзирая на различие статусов и дискурсов.


Keywords: witchcraft, Venice, inquisition, communication, XVI c., everyday life history, religiosity, church history, history of law, gender

The author of the article has studied the documents related to the accusations of witchcraft made in Renaissance Venice in the 16th c. (1550-80). The article deals with the research in the field of the communication of the unequal participants, unequal thanks to social or gender status and ad hoc interpreting the different roles of the inquisitors, the accused, and witnesses. The accused had employed various ways of defense: 1) they tried to avoid the contacts with authorities, and to escape from interrogation; 2) they admitted to some accu-sations and denied the gravest of these; 3) they collaborated actively with the inquisitors, supplying the latter with more information than was actually asked of them, and provided material for the future accusations of the others. Looking from this perspective of the study of the communications, the crime and the punishment could be seen as reflections in the mirror: there are two opposite worlds, where the communication of unequal actors with the different discourses and statuses was unescapable.