К СЕМИОТИКЕ СОЗДАНИЯ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА
The semiotics of the construction of St Isaac’s cathedral

()

Опубликовано в 35-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 289-295

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Институты культуры и места памяти

Ананьев В. Г. К семиотике создания Исаакиевского собора // Диалог со временем. 2011. Вып. 35. С. 289-295.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/35_17


Ключевые слова: Исаакиевский собор, семиотический подход, сценарии власти, связь с прошлым

В статье впервые предпринимается попытка проанализировать в рамках семиотического подхода основные вехи строительства и освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На смену универсальным христианским идеям Александра I, стремившегося очистить религиозный дискурс от национальной составляющей и представлявшего начало строительства храма как возобновление дела, начатого его царственными предшественниками, пришел более «исторический» религиозный дискурс николаевской эпохи и активное использование в программе храма образа Александра Невского. Церемония освящения собора должна была еще больше подчеркнуть эту связь с историческим прошлым России посредством включения в нее торжественного шествия к памятнику Петру Первому. Каждое из царствований, таким образом, включало храм в собственный сценарий власти и придавало ему новое значение.


Keywords: St Isaac’s Cathedral, semiotical approach, scenario of power, link with the past

The article presents the first attempt to analyze the stages of the construction of St Isaac’s Cathedral in St Petersburg and its consecration using the semiotical approach. Universalist religious ideas of Alexander I who desired to clear religious discourse from national aspects was replaced by the more ‘historical’ religious discourse of the reign of Nicholas I and the use of the image of Alexander Nevsky in the Cathedral’s programme, The consecration ceremony was intended to stress the link with Russia’s past through incorporating into it a solemn procession to the monument to Peter I. Thus each reign included the Cathedral in its own scenario of power and reshaped its meaning.