НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В СВЕТЕ «СТАРОЙ» И «НОВОЙ» МОДЕЛИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
The academic community of historians in pre-revolutionary Russia in the context of ‘old’ and ‘new’ models of historiographical studies

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, в рамках проекта № 10–01–00403а «Идеи и люди: интеллектуальная жизнь Европы в Новое время»

()

Опубликовано в 34-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 206-214

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Из истории интеллектуальных сообществ

Мягков Г. П. Научное сообщество историков дореволюционной России в свете «старой» и «новой» модели историографического исследования // Диалог со временем. 2011. Вып. 34. С. 206-214.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/34_12


Ключевые слова: научное сообщество, институционально-коммуникативная сеть науки, научное пространство, советская историография, научная школа, антропологическая парадигма в историографии

В статье рассматриваются модели исследований истории исторической науки дореволюционной России: первая, сложившаяся к рубежу 1920–1930-х гг., подходившая к исследуемому научному сообществу с позиций гипертрофированной классовой оценки и усматривавшая в нем «объект репрессии», и вторая, формирующаяся на рубеже XX–XXI вв., ориентирующая изучение научного сообщества в системе координат антропологической парадигмы. Подчеркиваются эвристические возможности «новой» модели.


Keywords: academic community, institutional and communicative network, the field of a discipline, Soviet historiography, academic school, anthropological paradigm in historiography

The article is focused on the models of studies of the history of historical discipline in the pre-revolutionary Russia. The first one, shaped in 1920-30s saw this academic community in class terms and viewed it as an ‘object of repression’. The second one was developed in the late 20th – early 21st cc. It places the studies of the academic community into anthropological paradigm. Heuristic potential of the ‘new’ model is emphasized.