КРИЗИС ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЛОГИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗИГЗАГИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Logical and linguistic zigzags of the concepts of civilizations in contemporary Russia

Исследование выполнено по проекту «Кризисы переломных эпох в мифологии исторической памяти» в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Исторический опыт социальных трансформаций и конфликтов». Автор выражает искреннюю признательность философу С. П. Чернозуб за глубокие и квалифицированные замечания по поводу логических форм исторических теорий.

()

PDF

В статье анализируются тенденции развития цивилизационного подхода, возникшие в условиях кризиса исторического сознания 1990-х гг.: от проблематизации и частичной релятивизации формационной картины исторического процесса в пионерских работах М. А. Барга, через создание аподиктических образов цивилизации, логоцентрических моделей истории в исследования российской цивилизации А. С. Ахиезера до современных исторических и историко-социологических исследований.

Ключевые слова: историческое сознание, дискурс, цивилизация, формация, предпосылочное знание, инверсия, логоцентрический, догматический, проблематизация, познавательный горизонт, универсальный, локальный, диалог

Рубрика: К 95-летию М. А. Барга

Ионов И. Н. Кризис исторического сознания и логико-лингвистические зигзаги цивилизационных концепций // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 5-21. https://roii.ru/r/1/33.1


Keywords: historical consciousness, discourse, civilization, formation, prior knowledge, inversion, logocentric, dogmatic, problematization, horyzont of knowledge, universal, local, dialogue

The article analyses contradictory status and tendencies of the development of civizational approach of the last 25 years, from pioneering works by M. A. Barg, to studies of Russian civilization by A. S. Akhiezer and to contemporary historical and sociological studies. It demonstrates the tendencies to problematization and partial relativism of the formation images of historical process n works by Barg, and creation of apodidactic images of civilization, logocentric models of history by Akhiezer. The author also shows contemporary ways of secondary problematization of these concepts and of the use of research field that had been shaped by them.